Pal Eric Carlin - вокал
Vegard Heskestad - гитара
Thomas Seltzer - бас
Pal Bottger Kjaernes - гитара
Rune Gronn - гитара
Carlos Churasco - барабаны.
Происхождение этой норвежской команды окутано тайной. Одни говорят, что Turbonegro полжизни прожили на Северном Полюсе. Другие утверждают, что они содержат овечью ферму в пригороде Осло. Третьи настаивают на том, что эти музыканты являются приверженцами учения небезызвестного Чарльза Мэнсона. Опровергнуть или подтвердить эту информацию могут только сами музыканты. Но делать этого они, понятное дело, не спешат. Что касается подтвержденных фактов, то их немного. Достоверно известно, например, что от творчества Turbonegro, выросшего из поп-метала, хард-рока и глэм-рока 70-80-х, в восторге музыканты Foo Fighters, Metallica и Motоrhead. Что музыканты модной ныне группы The Hives называют Turbonegro своими учителями и стараются не пропустить ни одного их концерта. Что журналисты, которым по долгу службы пришлось иметь с ними дело, описывают «турбонегров» агрессивными, злыми, саркастичными, «гомоэротичными» личностями. Работников пера, мол, ненавидят, старших шокируют, молодежь дразнят. А чего стоят названия песен: «Рандеву с анусом» или «Подотрись, пока течет кровь»!
Название этой ходячей катастрофы - Turbonegro - обусловлено не только турбулентным поведением и скандальным творчеством, но и сложными биографическими зигзагами, которые выпали на долю коллектива. Турбодвигатель сделал свой первый оборот зимой 1988-89 года в Осло, столице Норвегии.
В городе, где жизнь у начинающих музыкантов, по их словам, была «довольно дрянная, где все холодное и серое, и приходится ютиться в тесных, паршивых квартирках». Одной из самых больших проблем Turbonegro всегда оставалась текучка кадров, задержаться надолго здесь удавалось немногим. Первый экипаж Turbonegro включал шесть человек: вокалиста Пола Эрика Карлина (Pal Eric Carlin), гитариста Вегарда Хескестада (Vegard Heskestad), басиста Томаса Селтцера (Thomas Seltzer), гитариста Пола Боттгера Кьярнеса (Pal Bottger Kjaernes), гитариста Руна Гронна (Rune Gronn), барабанщика Карлоса Кураско (Carlos Churasco).
Свой первый концерт они отыграли в Копенгагене, столице Дании, в марте 1989 года. И только через месяц дебютировали перед публикой дома, в Осло. После чего тут же занялись записью треков для дебютного сингла «Route Zero» и первого ЕР «Turbоloid». Издание дисков взял на себя лейбл Straightjacket Records, основанный еще в 1983 году Томасом Селтцером. Томас не только обеспечил группу рекординговой поддержкой, но и записал партии бас-гитары и барабанов. Сингл «Route Zero» вышел более чем скромным тиражом - всего 50 копий. К диску прилагалась эксклюзивная демо-кассета под названием «Computech», включавшая кавер-версию песни The Stooges «1970».
Записью ЕР «Turbоloid» деятельность первого состава группы и исчерпалась. Череду кадровых перестановок начал барабанщик Карлос Кураско, который предпочел играть в норвежской команде Anal Babes.
В начале 1990 года новый рекорд-лейбл Sympathy for the Records Industry переиздал дебютный сингл Turbonegro «Route Zero» вместе с двумя песнями с ЕР «Turbоloid». А уже осенью музыканты, не имея в активе даже намека на полноформатный альбом, решили показать себя американской публике. Первые показательные выступления прошли хуже некуда. Проблемы начались сразу же: через несколько часов по прибытии в Миннеаполис был жестоко избит Рун Гронн. Вместо сцены он попал в госпиталь. Сдаваться Turbonegro не собирались и все-таки провели, хоть и без Гронна, этот небольшой клубный тур - провальный от начала до конца. После трехнедельного позора музыканты вернулись в Осло и благополучно разбежались в разные стороны.
Так прошел год. Только осенью 1991-го Гронн, Селтцер и Кьярнес отважились встретиться и обговорить дальнейшие перспективы. Остальные встречаться не пожелали. Turbonegro потеряли вокалиста и гитариста, зато приобрели двух новых басистов - Бенгта Калмеера (Bengt Calmeyer) и Оле Мартинсена (Ole Martinsen). За барабанами теперь сидел Селтцер, а вокальные обязанности легли на Гарольда Фоссберга (Harold Fossberg).
Первый студийный альбом Turbonegro «Hot Cars and Spent Contraceptives» увидел свет в 1992 году. Это был самый громкий и самый металлический диск группы, с грязным саундом, искаженными гитарными риффами, резкими аранжировками. В марте 1993 года, отыграв свое последнее шоу в рядах Turbonegro, с командой попрощался вокалист - «по состоянию здоровья». Его заменил Ганс Эрик Хэсби, или просто Хэнки (Hans Erik Hasby aka Hanky), который окажется их лучшим и, к счастью, постоянным лид-вокалистом. С приходом нового фронтмена сама собой возникла идея переименовать группу в Stierkampf (немецкое название боя быков).
Новоявленные Stierkampf начали свою деятельность с разогрева публики перед концертами Poison Idea в Норвегии и Дании. В августе 1993 года им выпала честь открывать выступление The Ramones на рок-фестивале в Осло. Единственным студийным достижением Stierkampf остается ЕР «Grunge Whore», изданный на лейбле Sympathy for the Records Industry.
Вернувшись к родному названию Turbonegro, в 1994 году команда подготовила следующий лонг-плей «Never is Forever», в который почти целиком вошел последний ЕР «Grunge Whore». Потери состава - минус басист Мартинсен, приобретения - новый инженер звукозаписи Кристиан Калмеер (Christian Calmeyer). «Never is Forever», изданный тиражом всего 1200 копий, - это красноречивое свидетельство поисков группой собственного голоса, стиля, фактуры. В этих рефлексивных, а порой и меланхоличных композициях Turbonegro экспериментируют с акустическими аранжировками, неожиданно минорными поп-рок-аккордами.
Только после этого релиза состоялся наконец первый европейский тур под названием «Nihil Jung». Команда выступала как хэдлайнер на концертных площадках Дании, Германии, Швейцарии, Бельгии и Голландии.
Зимой 1994-95 годов Turbоnegro переболели новым «шикарным» имиджем, с ног до головы облачаясь в кожу. К счастью, «кожная болезнь» продлилась недолго. В мае 1995 года музыканты отрастили усы и выходили на сцену уже в джинсах. Как рассказывал Том Селтцер, получивший прозвище Счастливчик Том (Happy-Tom), участникам Turbonegro «джинсы подходили больше. Кожа - это для пустых, маленьких людей. Джинсы для нас, больших парней».
Изменение имиджа повлекло за собой модификацию звучания. «Мы решили сделать саунд более резким, грубым, пытаясь воссоздать драйв живых выступлений», - говорил по этому поводу звукоинженер Калмеер. К чему это привело, фаны группы услышали уже на новых синглах «Denim Demon» и «Bad Mongo», которые вышли весной 1995 года. А летом упорные Turbonegro предприняли вторую попытку покорить Америку. Скромный тур (всего 11 концертов) прошел без ажиотажа, но и без членовредительства. Это были последние гастроли для Пола Кьярнеса и Бенни Калмеера, которые объявили о своем уходе осенью 95 года. Пол засиделся в Норвегии и хотел путешествовать, а Бена не устраивало то стилистическое направление, в котором начала двигаться команда.
Для дальнейшего существования Turbonegro пришлось искать кандидатов на вакантные должности, а затем сделать ряд перестановок. В результате за барабаны сел Андерс Хорнслин (Anders Hornslein), экс-участник Angst, а Том Селтцер снова взялся за бас-гитару. Новым гитаристом стал Кнут Шрейнер (Knut Schreiner), игравший до этого в группе The Vikings. Кнут aka Евробой (Euroboy) оказался очень ценным приобретением для Turbonegro, которые готовились к очередным преобразованиям своего саунда. Его рекординговым дебютом с командой стал семидюймовый сингл «Prince of the Rodeo», по которому можно было с большой долей вероятности прогнозировать, в каком направлении турбодвижение пойдет дальше.
К тому времени, когда команда собиралась записывать третий альбом «Ass Cobra», из путешествия по Таиланду вернулся Пол, которого с радостью встретили в Turbonegro. По приезде на родину он открыл собственную пиццерию в пригороде Осло, а в студийных сессиях группы согласился участвовал как клавишник, перкуссионист и «танцор». Лонг-плей «Ass Cobra» вышел весной 1996 года на новом, только что открытом лейбле Boomba Records. Через полгода Turbonegro уже объезжали Европу, знакомя своих фанов с обновленным составом и саундом, о котором журналисты писали: «Как будто Poison Idea встретились с Элисом Купером». Новые песни носили откровенно сексуальный характер, и это был секс грубый, незавуалированный и не всегда традиционный. Они воспевали эрекцию, ножки юных мальчиков и женственность сексуальных партнеров. Провокация удалась. Раздраженная или, наоборот, восторженная европейская публика надолго запомнила северных гастролеров.
Весной 1997 года пришлось снова искать барабанщика. Так в группе появился Кристен Энген (Christen Engen), и после нескольких репетиций Turbonegro начали очередной европейский тур - уж слишком бойко прошли последние гастроли. Вокалист Ганс Хэсби, чтобы даже сомнений не оставалось, гримировался под Элиса Купера, а во время шоу вставлял в штаны зажженные свечи. Реакция на выступления норвежцев была такая же бурная, как и в первый раз. С гораздо большим интересом принимали их и в Соединенных Штатах, которые лежали прямо по курсу после европейского заезда.
Тем временем музыканты готовились нанести главный удар: за кулисами шла подготовка материала для нового альбома «Apocalypse Dudes», который был издан осенью 1998 года. «Скрестите панк-рок с отголосками Элиса Купера, Motley Crue, Judas Priest и Quiet Riot, - писали рецензенты, - и вы получите «Apocalypse Dudes». Одним из гарантов качественного обновления саунда был, конечно, Евробой, которого музыканты без тени смущения называли гением. Да и самим альбомом они были в высшей степени довольны. «Мы выпустили панковский альбом тысячелетия - «Ass Cobra», и нам не хотелось делать «Ass Cobra. Часть вторая». Мы писали новый материал два года, чтобы быть уверенными, что каждая песня будет хитом». В общем-то, так оно и получилось. На дрожжах «Apocalypse Dudes» фановская армия Turbonegro росла не по дням, а по часам. Да и как можно было не попасться на крючок драйвовых, хулиганских треков «Рок против ануса», «Садист на биллион долларов» или «Хорошая головка».
24 концерта, запланированных в рамках европейского тура, прошли почти сплошь с аншлагами. Но обстоятельства были выше музыкантов. Здоровье вокалиста Ганса Эрика Хэсби давно вызывало опасения, а гастрольные перегрузки были ему не по силам. Выступление группы в Осло 18 декабря 1998 года оказалось их прощальным шоу. Как вспоминал Счастливчик Том, «Turbonegro распались в приемном покое психиатрической лечебницы в Милане». Из-за обострившейся болезни Хэсби команде пришлось отменить остаток тура. И надолго замолчать.
Однако история группы на этом не закончилась. После двух лет полного затишья и фановских слез о безвременно ушедших скандалистах Turbonegro вдруг подали голос. В начале 2002 года они объявили о новой серии концертов. Мини-тур назывался, по традиции, нестандартно - The Res-Erection Tour и включал заезды на несколько фестивалей. Но главное было впереди. Обнадеженные горячим приемом, музыканты - тем же составом, которым записывался «Apocalypse Dudes», - начали новые студийные сессии и в 2003 году представили пятый лонг-плей «Scandinavian Leather». От удачных находок, украшавших предыдущий альбом, они не отказались, но придали всему материалу гораздо более утонченное звучание, используя наложения вокала и богатые нюансами аранжировки (струнные, акустические гитары). Тематический экстремизм остался таким же кипучим (садизм, жизнь аутсайдеров и тому подобное), заявленный как всегда в названиях песен: «Продай свое тело», «Диверсант», «Отымей весь мир». Один из треков этой пластинки недвусмысленно заверяет: «Turbonegro должны быть уничтожены». Вот так вот. Насколько эта угроза соответствует реальным намерениям норвежцев, покажет время.